Душепопечительство. Значения и ключевые смыслы термина «душепопечительство»
Душепопечительство - это термин, который чаще всего используется в контексте духовно - ориентированного, психологически поддерживающего, назидательного общения нацеленного на вспоможение ресурсами христианской веры (таких как позитивное внимание или доброта, принятие, библейская истина, молитва, надежда и собственно вера).
Нередко душепопечительством называют то, что по-сути им не является, например оказание психологической помощи христианами или людьми христианских религиозных ценностей. Ведь не смотря на то, что душепопечительство и психологическое консультирование имеют общую форму (позитивный диалог в поиске решения проблемы), они отличаются по своей сути. Психолог работает с ресурсами человека и социума, душепопечитель работает с ресурсами Бога и Его Церкви. Психолог помогает найти решение «от человека к человеку», душепопечитель помогает найти решение «к человеку от Бога». Психолог актуализирует, мобилизует и развивает психологические ресурсы человека, душепопечитель актуализирует, учит практиковать и находить такие духовные ресурсы, которые «запускают» нужную для решения проблемы психологию ( покаяние, молитва, вера, общение со Словом Библии и благочестивым сообществом, поклонение,освящение, воцерковление, служение ближнему). Поэтому цели, задачи и функции душепопечительства и психологического консультирования отличаются друг от друга, так же сильно, как Нагорная проповедь Христа от «Морального кодекса строителя коммунизма». В связи с вольным использованием и интерпретацией термина «душепопечительство» у многих христиан возникает впечатление, что душепопечительство – это христианская форма сугубо психологической помощи, с включением скупых молитв и цитат из Библии. Поэтому зачастую, светские и откровенно мирские психологические, тренинговые, манипулятивные методики, такие как НЛП, неоязыческие техники, в виде тренингов личностного роста, маскируясь под видом «душепопечительских» программ, проникают в церковь «в упаковке» различных лидерских, финансовых или семейных семинаров и начинают «размывать» библейскую веру прихожан и членов Церкви, предлагая во имя счастья и успеха принять «золотого тельца» вместо Скрижалей, оправдывая актуальность предостережение апостола Павла из послания Колосянам: « Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно...» (Кол.2:8,9)
Замена церковного душепопечительства «христианизированным» психологическим консультированием приводит к тем же последствиям что и замена проповеди Живого Божьего Слова профессиональной ораторской речью на тему нравственных принципов. Слушать приятно, впечатляет, завораживает, но обязательно помогает. Не понимание душепопечительской специфики приводит к неуправляемой психологической секуляризации душепопечительской помощи и приводит к отторжению душепопечительства Церковью и духовно ориентированными людьми, как «лжехристианской помощи».
Поэтому, современным служителям евангельской церкви крайне важно понимать определение душепопечительства, чтобы своевременно отсеять плевелы от зерен. Поэтому факультет душепопечительства Московской Семинарии Евангельских Христиан видит свою миссию в том, чтобы помочь служителям евангельских церквей в развитии душепопечительского служения, развивая, популяризируя и преподавая учение Церковного душепопечительства а не светского психологического гуманизма, решая задачу подготовки церковных и духовно-ориентированных практиков-душепопечителей.
Не претендуя на завершенность суждений по теме определения душепопечительства, мы предлагаем рассмотреть рамки библейского определения и церковную традицию, которые описывают практики, которые сегодня принято называть душепопечительскими. Давайте в этом рассуждении постараемся определить ключевые тезисы в определении душепопечительства.
Как понимали душепопечительство в истории церковного служения людям?
Душепопечительство, в после апостольское время, понимается, как личный трудчеловека по спасению души аскезой и дисциплиной.
Фома Темпийский 1380-1471 – монах Августинского римо-католического ордена, в своей книге «Imitatio», говорит о душепопечительстве, как о процессе преобразования христианина в образ Христов.
Для протестантской христианской традиции душепопечительства особое значение имеет определения лидеров реформации, таких как М.Лютера и Ж.Кальвина. Мартин Лютер считал, что фундаментальными причинами, вызвавшие реформацию Римо-католической церкви явилось отсутствие проповеди и душепопечительства в Церкви. Лютер, как никакой другой реформатор, придает большое значение душепопечительству. В его понимании проповедь и душепопечение – взаимосвязаны и неразделимы. Проповедовать и не заботиться о душах – недопустимо.
Душепопечительство, «по-Лютеру», это воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии.
Душепопечение – не только право священников, но призвание каждого христианина.
Любой хозяин дома обязан учить как детей, так и прислугу.. потому, что он в доме своем священник и епископ», - писал М.Лютер
Несколько отличную интерпретацию дает другой лидер протестантской реформации Ж.Кальвин. Душепопечительство, «по-Кальвину» – это духовная дисциплина в исполнении вероучения и контроль за его соблюдением. Осуществлять душепопечение должны священнослужители. Анабаптизм – левое крыло реформации в лице Ф. Манца, М. Сименса, определял душепопечительство, как научение и воспитание новообращенного законам Царствия Божьего.
Большое влияние на душепопечительство и наставничество в Католической Церкви оказало создание ордена «Общество Иисуса» в 1540 г. и его основатель Игнатий Лойола. В книге «Духовные упражнения» он определяет душепопечительство, как наиважнейшее дело монахов, которое осуществляется посредством беседы, в которой выявляются проблемы подопечного, которые решаются посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни.
Фридриха Шлеймахера 1768-1834, которого считают главным разработчиком богословия современной концепции евангельского душепопечительства определял его, как индивидуально -ориентированный процесс восстановления жизни по вере, направленный на воцерковление опекаемого в христианскую общину, называя церковь терапевтическим обществом.
Этот краткий обзор определений, если и не дает нам исчерпывающий ответ на поставленный вопрос о том, что следует называть душепопечительством, то по-крайней мере, определяет «понятийное поле» ключевых душепопечительских смыслов.
Итак, в истории Церкви душепопечительство определялось как:
-
процесс преобразования христианина в образ Христов;
воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии;
духовная дисциплина в исполнении вероучения и контроль за его соблюдением;
научение и воспитание новообращенного законам Царствия Божьего;
решение проблемы подопечного, которая решается посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни;
индивидуально-ориентированный процесс восстановления жизни по вере.
Обобщив основные смыслы данных интерпретаций душепопечительства мы можем сказать, что, в свете выше описанного, душепопечительство — это:
-
и решение проблемы подопечного, посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни;
и индивидуально-ориентированный процесс восстановления жизни по вере;
и научение законам Царствия Божьего,
и воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии в процессе преобразования христианина в образ Христов.
Надюк Руслан Иванович м-р богословия, м-р соц.работы, к.псх.н., пастор церкви
Используемые источники:
И.Раймер, Душепопечение в Церкви: курс лекций. ГУП «Типография «Наука», Санкт — Петербург, 2006,
Коллинз Г. «Пособие по христианскому душепопечению», Библейская кафедра, Издательство «Мирт», Санкт-Птербург, 2003.