Образование для осознанного служения
Автор: Червоненко Сергей Леонидович
В стихотворении «Кем быть?» Владимир Маяковский написал фразу, известную всем:
«У меня растут года, будет и 17.
Где работать мне тогда, чем заниматься?…
Я в рабочие пойду, пусть меня научат».
В этом стихе приводится описание различных профессий, и для каждой из них справедлива фраза «пусть меня научат». Когда тебе 17 лет, то вопрос о необходимости чему-то учиться стоит вполне естественно. Но нужно ли обучаться современному служителю церкви? Нужны ли вообще все эти семинарии, христианские институты и академии? Мы постараемся разобраться в том вопросе.
Для начала определим, каково отношение к обучению среди христиан. Существует два основных мнения об обучении:
- Учиться необходимо только у ног Иисуса Христа c Библией в руках. Всякое обучение в семинарии вредит, лишь мешает служить и слышать голос Бога.
- Обучение в Семинарии необходимо служению, служитель должен быть образованным, т.к. между временем Христа и нами лежит большой промежуток времени и разница культур и для верного толкования Писания эту разницу необходимо знать и верно истолковывать. Государство так же требует наличие академического образования для служителей церкви.
Приведу пример из жизни. Однажды в нашу церковь приехали гости — один из руководителей региона в объединении церквей, и «сопровождающие лица». После служения часть братьев церкви вместе с прибывшими гостями отправились на общение за обедом. Во время обеда, в личной беседе с одним из числа «сопровождающих», я заговорил о важности образовательной деятельности. В ответ услышал высказывание, смысл которого был таков — учиться надо у ног Иисуса Христа, с Библией в руках, а всё остальное лишнее. Подобное мнение встречается довольно часто в христианских кругах. В качестве примера приводят случаи, когда обучение в семинарии не помогло служителю, а наоборот, навредило церкви. Бывали случаи, когда потенциальный служитель, отучившись в семинарии, получив знания, возвращался в церковь, и начинал революцию против пастора церкви. Оперируя знанием греческого алфавита, терминами «герменевтика», «апологетика» и подобными им, создавал ауру «высшего знания», ставя себя в противовес пастору. А многие пасторы часто не понимают смысла названных терминов.
После этой беседы, я размышлял о подобных доводах, и мне вспомнился другой пример — пастор реформаторской церкви. Он рассказывал, что в их объединении церквей строгий порядок — к проповеди в церкви допускаются служители с образованием не ниже магистра. Даже бакалавру богословия не позволят проповедовать. И в его церкви таким «допуском» обладает только сам пастор и ещё один служитель. Сделано это в целях защиты паствы от неверного толкования Писания. Этот подход порождает трудности, т.к. этот пастор регулярно ездит в регионы, и в его отсутствие вся нагрузка по проповеди ложится на второго служителя. Как бы там ни было, но однму человеку еженедельно готовить качественную проповедь невероятно трудно.
Уакой подход является верным? Должны ли мы учиться «только у ног Христа с Библией в руках» или необходимо получать систематическое богословское образование? Переведя этот вопрос в другую плоскость, перефразируем вопрос: должны ли служители заниматься самообразованием или закончить ВУЗ?
Давайте вместе представим, каковы условия применения полученных знаний у этих категорий людей — выпускник ВУЗа и самообразованный. Где и как в реальной жизни могут найти работу эти две категории людей? Мы даже представим, что оба имеют сопоставимый уровень знаний.
Выпускник ВУЗ
В современном мире человек, окончивший ВУЗ, имеет больше шансов получить приличную работу и высокую зарплату, чем занимавшийся самообразованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что уровень знаний, полученных выпускником ВУЗа соответствует определённым стандартам. Если же человек не имеет диплома, то необходимо сначала доказать уровень своих знаний на практике, а это требует времени, сил. Да и не всякий работодатель согласится нанимать такого сотрудника, ведь может оказаться, что уровень знаний такого специалиста значительно ниже ожидаемого.
В этом смысле выпускник ВУЗа в более выгодной ситуации. Итак, образование, полученное в ВУЗе имеет свои преимущества.
Самообразование
Основное преимущество — нет нужды тратить несколько лет на обучение, можно сразу приступать к делу. Такие специалисты встречаются довольно часто, их в народе называют «спецы». Много таких спецов в автомастерских, ремонтных центрах, среди строителей и других рабочих специальностей. Обычно, такие люди не стремятся руководить другими, но очень хорошо выполняют свою работу. Их квалификация определятеся не дипломом, а умением. «Спец» с удовольствием будет изучать литературу, непосредственно связанную с его деятельностью, например устройством автомобиля. И на работу его будут брать скорее по рекомендации или по результатам его деятельности, независимо от наличия или отсутствия диплома.
Образование в христианской среде
Такие же параллели можно провести с образованием в христианском мире. Пастор может быть самородком, нигде не учившись, являться знатоком текста Писания и практического служения. До тех пор, пока его деятельность распространяется только на членов церкви, и не выходит за рамки общины. Но практика показывает, что это невозможно. Мы живём в государстве, где между церковью и государством есть вполне конкретные правовые отношения. Так государство, со своей стороны, требует у служителей наличия подтверждённого образования. Подобные вопросы встают особенно остро в процессах, связанных с регистрацией церкви, организацией публичных мероприятий, таких как социальные акции, благовестие, помощь нуждающимся и много другое. Пастор может быть отличным проповедником и душепопечителем, но для государства этого недостаточно, необходимо образование. И не «абы какое» образование, а вполне приличное. Приведу пример. Недавно обнаружил в почтовом ящике дома рекламную газету. Среди множества объявлений увидел рекламу некоего института, которые предлагает получить высшее образование за небольшие деньги. Ради интереса посмотрел адреса филиалов, и нашел филиал в своём городе. Стало интересно, посмотрел внимательнее, и обнаружил, что филиал на нашей улице, в соседнем доме, в квартире номер 26! Дом жилой, квартира тоже. Это значит только одно — образование, которое даёт этот «институт» липовое. Но обещание диплома «гособразца» большими буквами значится в рекламе.
Похожая ситуация сложилась и с христианским образованием. Множество учебных заведений, обещающих высокие степени в короткие сроки и с минимальной нагрузкой, делают такое образование неэффективным. В России степень бакалавра даётся при условии, что нагрузка составит три — четыре года обучения. Для получения следующей степени — магистра необходимо ещё два года (а у некоторых и более). Такова система, таковы правила. Невозможно получить степень магистра, не имея степени бакалавра. Несоблюдение этих правил негативно сказывается на отношении к христианскому образованию в целом. Негативно сказывается на качестве образования.
Как определить качество образования?
Мы пришли к выводу, что не всякое учебное заведение стоит того, чтобы там учиться. Зададим вопрос — как мы можем определить качество образования в семинарии? Какие применить критерии? На что обратить внимание? Давайте вновь обратимся к аналогии со светским образованием.
Критерий 1: Преподавательский состав
Почему Московский Государственный Университет, сокращённо МГУ, является таким популярным и уважаемым? Ведь не потому что у них большое здание, или безлимитный интернет для студентов. И даже не потому что «Московский», хотя это играет роль. Определяющими факторами являются преподаватели и выпускники университета.
Преподавательский состав МГУ один из самых лучших в России. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, тем лучше будет его знать студент. Преподаватель заинтересовывает студента, вкладывает в него свой опыт и знания, пробуждает желание учиться. Если же преподаватель относится к предмету обучения как к некой обязанности, без интереса, то и у студентов этого интереса к предмету не появится. Даже если в класс такого преподавателя попадёт студент, желающий обучаться и развиваться, то существует вероятность, что его внутренний «огонь» погаснет, столкнувшись с «холодом» безразличия преподавателя.
Критерий 2: Выпускники и их дальнейшая востребованность
Выпускники МГУ являются желанными сотрудниками во многих предприятиях и фирмах. Руководители и директора знают уровень образования в МГУ, и они уже ожидают от выпускника определённой отдачи в работе. И, как правило, их ожидания оправдываются. Почему? Да всё потому же — хорошие преподаватели обучали заинтересованных студентов. И дальнейшая деятельность выпускника МГУ на его рабочем месте является свидетельством качества образования. В конечном итоге, человек имеет вдвое больше — качественное образование и диплом, подтверждающий это образование. В случае с христианскими учебными заведениями ситуация будет похожей, работать будут те же принципы. Кто обучает студентов? Кандидаты наук и доктора богословия, или просто хорошие служители? Ведь если я желаю, отучившись в семинарии или другом учебном заведении, получить степень магистра, это значит, что мои преподаватели должны быть докторами или кандидатами наук. Таковы правила. С другой стороны, часто бывает так, что служитель, не имеющий академических званий, может быть хорошим преподавателем, отлично знающим тот или иной предмет. Этого вполне достаточно для уровня Библейской школы и сугубо практического служения. Но для присвоения степеней этого недостаточно.
Один мой знакомый служитель так хотел кого-нибудь учить богословию, сам занимался богословием день и ночь. На мой вопрос: «Скажи мне, как ты отдыхаешь?» Он мне ответил: «Читаю богословскую литературу». И он не хитрил, для него это было действительно удовольствием и отдыхом. Он наслаждался богословием. Но при всей своей тяге к обучению, он так и не получил вообще никакого систематического образования — ни светского, ни христианского. Он остался самоучкой, и его мечта — обучать других, так и не воплотилась. Жаль.
Итак, при выборе учебного заведения, важно обращать внимание на преподавателей. Ведь в конечном итоге, влияние на дальнейшее служение окажут знания, полученные от учителей, а не величина класса или удобство общежития.
Дальнейшее служение выпускников учебного заведения является показательным, как лакмусовая бумажка. Чем заняты выпускники? Где они теперь? В какую деятельность вовлечены?
Степень получена. Что дальше?
Некоторое время назад, я получил весточку от выпускника Даллаской Семинарии, США. Он родом из Казахстана, отучился в Даллаской семинарии и вернулся домой. На вопрос: «Как там обучение, студенты?», он ответил: «9 из 10 поступающих учится в США всеми правдами и неправдами стараются остаться там на ПМЖ». Является ли такое обучение эффективным? Ведь посылая студента на обучение в семинарию, церковь ожидает его возвращения для дальнейшего служения в этой церкви. Если только у этого студента нет призыва к миссионерской деятельности. Выпускник учится для того, чтобы применять полученные знания в Церкви Христовой. Было бы печально видеть выпускника, полностью занятого бизнесом или иной деятельностью, и не приносящего никакой пользы в поместной церкви. Для чего учился? Зачем кто-то потратил приличную сумму денег на образование этого человека, бездействующего в церкви?
Нужны ли Церкви профессиональные служители?
Семинария не может быть самостоятельным элементом, она является инструментом, помогающим Церкви готовить служителей, пасторов, миссионеров. Это прикладная задача. Ведь Христос, прийдя на землю, установил Церковь, а не что-то иное. Поэтому Семинария, это место обучения и подготовки служителей. Если хотите — профессиональных служителей. Хотя на территории бывшего Советского Союза у многих бытует мнение, что работа отдельно, а служение отдельно. И само словосочетание «профессиональный служитель» воспринимается почти как ругательство. Но позвольте, как же так? Если мы идём к врачу в больницу, мы желаем, чтобы этот врач был профессионалом, т.е. отучился в хорошем медицинском институте, прошёл приличную практику, и только после этого лечил нас. Если мы так щепетильны по отношению к персоне, лечащей наше временное тело, то почему мы считаем, что нашей вечной душой может заниматься любой дилетант?! Дилетантский подход в душепопечении приводит к ещё большим проблемам личности. Дилетантский подход в проповеди может привести к ересям. Дилетантский подход в благовестии может оттолкнуть человека от Благой Вести. В своей обычной жизни мы желаем быть окруженными профессионалами, но не спешим распространять это желание на церковь.
Почему сложилась такая ситуация? Возможно, оказывает влияние наше прошлое. При советской власти учить в Церкви было некому и некого. Верующим людям путь в ВУЗы был закрыт. Постепенно церкви смирились с этим положением. Всё обучение сводилось к самостоятельному изучению Библии. Но сейчас, по прошествии десятилетий, как СССР не стало, продолжает бытовать мнение, что такое обучение и является единственно верным. Это мнение ошибочно. Служителю церкви необходимо иметь качественное образование. Необходимо использовать имеющиеся возможности для укрепление и развития служения церкви.
Пример Апостолов — Петр и Павел
Возможно, кто-то, дочитав до этого места, подумает: «Всё сказанное выше вроде бы верно, но мы не видим примеров из Библии». Поэтому рассмотрим примеры из Библии.
В качестве таких примеров возьмём апостолов Петра и Павла. Если провести сравнение между этими апостолами, то видно, что апостол Петр человек «некнижный» (Деяния Апостолов 4:13), а апостол Павел получил высшее образование «у ног Гамалиила»(Деяния Апостолов 22:3). Можно сказать что Петр был самоучкой, который не получил систематического образования подтверждённого дипломом. Он обучался лично у Учителя Иисуса Христа практическому служению, пройдя через множество собственных ошибок. С другой стороны, апостол Павел был бы сейчас дипломированным доктором богословия.
Чьё же служение было более продуктивным? Мы знаем, что от проповеди Петра за один раз покаялось 3000 человек (Деяния Апостолов 2:37–41). С другой стороны Павел ставил церкви среди язычников и благовествовал вельможам и правителям своего времени. В конце концов Павел рассчитывал встретиться с Римским императором, чтобы поведать ему Благую Весть.
Мы часто называем Петра — апостолом для еврейского народа, а Павла — апостолом для язычников. Но при этом, Петр был призван Богом для благовестия язычникам (Деяния Апостолов 10 глава). А Павел мог так же общаться с иудеями на равных, будучи фарисеем (Деяния Апостолов 23:6).
Каждый из апостолов был эффективен в том служении, к которому призвал его Господь. Я не склонен ставить кого-то из них выше или ниже другого. Цели их служения были разные. Но если Петру было достаточно тех знаний, которые он получал с самого детства, будучи воспитан в иудейской среде, то Павлу требовались дополнительные знания для эффективного служения вне привычной среды.
Учится или не учиться?
Исходя из примера апостола Петра, можно сделать вывод, что если человек желает нести служение внутри церкви, без взаимоотношений с государственной властью и язычниками, то ему специально образование не особо нужно. Я бы согласился, если б каждый такой потенциальный служитель, как и апостол Петр, изучал Священное Писание с детства, и первым заученным в его жизни стихом был бы «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4–5). Но современный мир не таков. Подавляющее большинство людей в церкви приходят в неё извне, из мира. Поэтому обучение необходимо большинству служителей, независимо от целей их дальнейшего служения.
Я в пасторы пойду, пусть меня научат
Итак, мы ответили вопрос «учиться или не учиться» и приняли решение учиться. Теперь возник новый вопрос — где учиться?
Каждый может на основании вышеизложенного принципа “преподаватели/выпускники” определить для себя учебное заведение, в которое следует поступать. Я рекомендую рассмотреть Московскую семинарию евангельских христиан. Да, я здесь работаю; но потому я тут и работаю второе десятилетие, что принципы качественного образования здесь реализуются. Семинария активно взаимодействует с поместными церквями, как в период обучения служителей, так и после выпуска. Цель такого взаимодействия является двусторонней. С одной стороны — необходимо, чтобы обучающийся применял полученные знания на практике. Иначе эти знания становятся мертвым грузом, не приносящим пользу церкви. С другой стороны — обучение в Московской Семинарии строится на систематическом подходе к образованию, но обязательно отвечающем сегодняшним нуждам и реалиям Церкви. Семинария не существует изолированно от Церкви, она существует в помощь ей.
Обучение направленно на укрепление и развитие поместных церквей, а не является самоцелью.