Традиция евангельских христиан восходит к первым славянам Киевской Руси, принявшим христианство и продолжают собой традицию русского богоискательства. Центральные место в вероучении евангельских христиан занимает живая сердечная вера, основанная на тексте Священного Писания – Библии и переживании Божьего присутствия в своей жизни; поэтому евангельские христиане соотносят себя с различными движениями, в которых проявлялся личный поиск, неудовлетворенность официально предписанным, обрядовым христианством.
Движения богоискательства в России проявляли себя как в лоне Русской православной церкви, так и вне её. Корни российского евангельского христианства восходят к новгородским стригольникам, а так же в особом направлении русского монашества - нестяжателях, выступавших против злоупотреблений в церкви, против «мертвящего обрядоверия», за практическое исполнение заповедей Христовых в повседневной жизни. Таковыми были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек. Они проповедовали сознательное личное христианство: рассуждение о смысле написанного в Библии вместо бездумного заучивания; убеждение еретиков вместо насилия; молитва и добрый совет от монахов вместо акцента на хозяйственной деятельности монастырей. Всё выше обозначенное, во многом близко евангельским идеалам. В XVIII-XIX вв. протоевангельские движения испытывали влияния европейского протестантизма, русского старообрядчества, но развивали самобытные черты, наиболее известные из них - движения духоборов и молокан. Особо стоит отметить издание Синодальной Библии в 1876 году на современном русском языке, что наряду с отменой крепостного права, создали условия для интенсивного развития евангельского движения во второй половине XIX в. Это движение охватило сначала Кавказ, Малороссию и высшее аристократическое общество Санкт-Петербурга и Москвы. Особенностью этого движения было то, что активно изучалась Библия, которая стала доступна после перевода на современный язык, и практика жизни по Писаниям. При этом, многие аристократы, будучи евангельскими христианами, оставались Русской православной церкви, дополнительно собираясь по домам для изучения Библии, размышлений и молитвы.
Яркими представителями евангельских христиан того периода были Пашков Василий Александрович, Проханов Иван Степанович. В результате активной деятельности Проханова И.С., в 1911 году был учреждён Всероссийский союз евангельских христиан, который активно действовал даже в годы Советской Власти, несмотря на репрессии. После ликвидации Союза баптистов в 1935 году, члены данного союза обратились ко ВСЕХ с просьбой принять в свой состав сохранившиеся общины баптистов. В результате, в 1944 году было принято решение об объединении евангельских христиан и баптистов. В 1990-х, когда пришла религиозная свобода, началась работа по восстановлению ВСЕХ как самостоятельной конфессии.
Почему евангельские христиане и протестанты — не одно и тоже
Евангельские христиане имеют много общего с протестантами, но они не идентичны. Евангельское пробуждение мыслило себя как внеконфессиональное движение, направленное на духовное преображение всего общества на основе личного духовного возрождения и разностороннего служения ближнему и всему обществу. В этом наблюдается близость подходов с протестантами. Но конфессия протестантов имеет истоки в Реформации в Западной и Центральной Европе, имевшей своей целью реформирования Католической церкви. Евангельские христиане были частью Русской православной церкви и стремились жить по Евангелию, наполняя внешнюю, церковную обрядовость смыслом и личным, осознанным переживанием веры.В настоящее время евангельские церкви стремятся укрепить свою уникальную историческую преемственность и актуализировать богословие, соотносящееся с российским историко-культурным контекстом, совершая служение народам современной России.
(авторы:Червоненко Сергей Леонидович., Бурсак В.В.)